Профилактика неуспеваемости

Профилактика неуспеваемости:


С большим увлечением, просматривая в памяти историю запросов, с которыми обращаются к школьному психологу родители, приходит понимание, что их суть кроется в одном. Неусидчивость ребенка, отсутствие дисциплины, нежелание слушать учителя. Хорошо, да ладно живется родителям «детей-отличников», подумаете вы, однако и здесь не все так просто. Но об этом мы поговорим в следующий раз.

Такая беззаботность, баловство, самостоятельность, характер… Качества очень нужные по своей сущности. Многие родители боятся «перегнуть палку» в воспитании, чтобы не нарушить это. Как же быть?

Есть один волшебный способ формирования дисциплины. И это игры с правилами. Подходящий для них возраст начинается с выпускной группы детского сада и достигает своего расцвета в начальной школе. Необходимое и достаточное условие для реализации – группа сверстников.

Как это работает? Дело в том, что правила в игре имеют силу закона, они должны неукоснительно выполняться всеми. А если ты нарушаешь эти правила, то выходишь из игры – важнейшей деятельности в жизни ребенка. К тому же исключает из нее значимая группа. Благодаря такому механизму и формируются морально-волевые качества школьника.

Например, говорить нужно не как-нибудь, а непременно без буквы «Р», надевать не все подряд, а кроме черного с белым, ведь только так можно попасть на «бал». Теперь и аналогию провести легче, ведь на уроке нужно говорить, когда спрашивает учитель, слушать внимательно все условия задачи, ходить в форме.

Как ребенок должен понять, что ему нужно делать в новых условиях? Как вести себя на уроке? Помочь ему может только взрослый. Нужно всего лишь рассказать правила новой, давно забытой игры, показать, что нужно делать и проследить выполнение всех условий. Дальше дети справятся без нашей помощи, подключат воображение и придумают новые вариации.

Игры

«У медведя во бору»

Задачи: развивать скорость реакции на словесный сигнал, упражнять детей в беге, развивать внимание.

Среди участников выбирают одного водящего, который будет «медведем». На игровой площадке начертить два круга. Первый круг — берлога медведя, второй круг — дом для остальных участников игры. Начинается игра с того, что дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

И на нас рычит.

Как только дети произнесли эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и ловит детей. Тот, кто не успел добежать до дома и был пойман «медведем», становится водящим («медведем»).

«Барыня»

Задачи: развивать воображение, учить подбирать синонимы и задавать вопросы (цель водящего – «вытянуть» из игрока запретные слова или рассмешить).

Игра начинается с присказки водящего:

К вам приехала барЫня, тооолстая, как дыня (руками показать).

И велела не смеяться, губы бантиком не делать.

«Да» и «нет» не говорить, черный с белым не носить, букву «р» не выговаривать.

Вы поедете на бал?

Далее игрока подробно расспрашивают о том, на чем он поедет, во что будет одет, с кем он будет танцевать и т.д. Если играющих несколько, то водящий может использовать мяч, бросая его последовательно участникам, которым задает вопросы. Кто не справился с заданием выходит из игры и ждет, пока доиграют остальные, победивший становится водящим.

«Цепи кованные»

Задачи: формировать чувство единства.

Количество игроков от 6 человек и более.

Игроки должны разделиться на две команды. На ровной площадке игроки команд встают на против друг друга (лицом к лицу) и берутся за руки, образуя цепь. Расстояние между командами 7 — 10 метров.

Игроки первой команды кричат: «Цепи кованные, разбейте нас.» Игроки второй команды спрашивают: «Кем из нас?»

Первая команда называет игрока, который, разбежавшись, должен разбить цепь. Если названному игроку удается разбить цепь противника, он забирает одного игрока по месту разрыва цепи. Если разорвать цепь не удалось, разбивающий игрок становиться «звеном» противоположной команды.

Команды меняются ролями. Игроки второй команды кричат: «Цепи кованные, разбейте нас. «….. и так далее. Проигрывает та команда, в которой остается один игрок. Тогда победившая команда кричит: «Один в поле не воин» — и игра заканчивается.