Признаки депрессивных состояний:
Чтобы получить консультацию,
Вы можете обратиться:
- к школьному психологу,
- психологу районного психологического центра,
- психотерапевту,
- психиатру.
А также позвонить
по телефону доверия для детей, подростков и родителей:
+7 (800) 200-01-22
Помните, что просьба о помощи – первый шаг к её получению!
Куда можно обратиться за помощью?
- Краевое государственное бюджетное учреждение «Алтайский краевой центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи»
г. Барнаул, пр. Ленина, 54а
тел: +7(3852) 36-75-43
- Алтайский краевой психоневрологический диспансер для детей
г. Барнаул, Змеиногорский тракт, 69
тел: +7(3852) 68-48-99
(Запись на приём производится с 8:00 до 16:00 ежедневно, кроме субботы и воскресенья).
Детская депрессия ошибочно оценивается как замкнутость. При этом клиническая картина депрессии затушевывается особенностями личности ребенка, связанными с его интеллектуальным развитием, семейным влиянием, культурой и развитием в целом. Трудность также и в том, что депрессия может быть одним из симптомов многих заболеваний, синдромом или самостоятельной болезнью. Нередко диагностике печали у детей мешает неосознанное стремление родителей не замечать ее, чтобы избежать огорчений, усугубления вины, которую они чувствуют из-за невнимательного отношения к своим детям.
Выделяют три подтипа депрессии.
1-й подтип чаще возникает у 6-8-летних детей, при нем наблюдаются печаль, плач, беспомощность, безнадежность, погруженность в свои переживания.
2-й подтип характерен для 8-12-летних школьников и проявляется в низкой самооценке, высокомерии, в страхе быть использованным, в ожидании неудач, несчастий.
3-й подтип (у детей старше 10 лет) характеризуется чрезмерным чувством вины, карающей самооценкой, самобичеванием, пассивными и активными мыслями о самоповреждении.
С возрастом не только меняется подтип, но и увеличивается число симптомов.
У детей депрессии чаще проявляются фантазиями (в мечтах, рисунках, спонтанных играх), реже – в словесном выражении, еще реже – в расстройстве настроения и поведения.
Министерство образования и науки Алтайского края
ПАМЯТКА
для родителей и педагогов
«Признаки депрессивных состояний несовершеннолетних»
г. Барнаул, 2020 год
Признаки депрессивного состояния детей младшего школьного возраста:
- Заметное ухудшение школьной успеваемости;
- Увеличение времени занятий при снижении результатов;
- Выраженное расстройство и волнение: нежелание идти в школу, ложиться спать или участвовать в совместных занятиях;
- Гиперактивность, нервные тики, постоянное движение, апатия, снижение активности;
- Частые ночные кошмары;
- Провокационное поведение;
- Непослушание, неподчинение взрослым, агрессия (дольше 1 месяца);
- Частые вспышки раздражения.
ТРИАДА ДЕПРЕССИИ:
Депрессия – это пониженное настроение (отсутствие настроения).
Депрессия – это идеаторная заторможенность (умственная).
Депрессия – это моторная заторможенность.
Признаки депрессивного состояния детей среднего и старшего подросткового возраста:
- Изменение школьной успеваемости;
- Употребление алкоголя и наркотиков;
- Изменения в режиме сна и питания;
- Частые жалобы на физическое состояние;
- Одержимость вопросом своего веса: неоправданный страх ожирения;
- Противопоставление себя правам и власти других людей, выраженное в актах воровства или вандализма;
- Пессимизм, плохой аппетит, мысли о смерти;
- Частые проявления агрессивности или жестокости.
Факторы, способствующие возникновению депрессии у детей и подростков:
- психосоциальные;
- генетические;
- биологические.
Если у ребенка критическая ситуация:
- Главное, быть рядом, проявить заботу, попытаться откровенно побеседовать, даже обнять, а еще лучше постараться, чтобы человек заснул, ни в коем случае нельзя начинать «умных» речей, критиковать, спорить.
- Предоставить возможность выговориться, пусть в резкой форме, как бы «разгрузиться». Главное, чтобы ребенок не накапливал отрицательных эмоций.
- Душевная травма заживает постепенно. Терпеливо ждать, не торопить, проявлять заботу, выражать понимание, сочувствие.
- При возвращении к ребёнку чувства собственного достоинства важно не проявлять чрезмерную опеку и заботу, воспринимать его нужно уже в новом качестве.