Дети и деньги

Памятка №4 – Дети и деньги:


Интерес к деньгам – естественный этап развития современного ребёнка, который уже в три-четыре года понимает значение денег, как мерила стоимости товаров и услуг.

В наш век рыночных отношений, деньги стали занимать главное место в жизни не только взрослых людей, но, увы, и детей. А как же иначе, если мама с папой целый день только и делают, что говорят о том, что, сколько стоит, где подорожало и как заработать.

Когда-то дети мечтали быть космонавтами и учителями, но время берёт свое: сейчас семеро из десяти подростков грезят о карьере бизнесмена. Таковы, например, результаты опроса, проведённого исследовательской компанией JA Worldwide.

Дети и деньги – не простой вопрос, на который нет однозначного ответа. Давать ли детям деньги и если давать – то, как и сколько? Эти вопросы во все времена вызывали всегда бурные дискуссии.

Одно из крайних мнений – ребёнку деньги не нужны, другое, столь же категоричное, – деньги нужно давать по первому требованию, независимо от планов родителей.

Если ребёнок никогда не видел и не держал денег в руках, то в будущем он может вырасти расточительным, и, совершенно не умеющим распоряжаться своими деньгами и не способным делать сбережения. Приучать ребёнка к разумной трате денег – задача родителей. По сути, постоянное требование покупок или денег является свидетельством недостаточной социализации ребёнка. Он пребывает в заблуждении, что тратить деньги надо исключительно на развлечения и его личные удовольствия. Обычно такое поведение свойственно малышам двух-трёх лет, но может закрепиться и до более старшего возраста, если родители вовремя не приучат своих детей грамотно распоряжаться деньгами.

Опасно и потакание желаниям ребёнка, удовлетворение всех его прихотей и отгораживание от финансовых проблем семьи. Когда детям серьёзно, без скидок на возраст объясняют, почему не может быть сделано то или иное приобретение, они редко капризничают и изводят родных своими требованиями.

Есть мнение, что надо оплачивать детям хорошие отметки и работу по дому. На первый взгляд эта идея кажется заманчивой, так как выплаты стимулируют ребёнка лучше учиться и быть хозяйственнее, аккуратнее. Но здесь есть и серьёзная опасность.

Человек должен ставить перед собой цели, стремиться к их выполнению и поэтому учиться. Задача родителей – выработать интерес к учёбе как таковой, а не подменять его интересам к деньгам. То же самое касается и работы ребёнка по дому. Важно, чтобы он не только механически исполнял свои трудовые обязанности, а старался помочь родителям, или же что-то сделать самостоятельно и добровольно, чтобы в его доме (комнате) был уют и порядок.

Всё это не значит, что вообще никак не надо отмечать успехи детей в учёбе или других делах. Наоборот, подарок на окончание учебного года будет очень кстати – как признание заслуг и трудов ребёнка, как знак внимания к его делам.

С того момента, как ребёнок начинает испытывать потребность в самостоятельной трате денег, он осознаёт, что это такое, то есть с того момента, когда он хочет иметь свои деньги, – они должны у него быть.

Сумма должна быть фиксированной в определённый промежуток времени – мы ведь готовили человека к тому, что он должен научиться самостоятельно принимать решения, распоряжаться ограниченными ресурсами.

Денег должно быть не слишком много, но не слишком мало, ведь и у взрослых редко бывает достаточно денег. Меньше, чем хочется, но по возможности больше, чем жизненно необходимо, то есть, с учётом той суммы, которую он будет тратить на питание в школе или вне дома. Например, можно установить ребёнку выплату фиксированного еженедельного «денежного пособия» или «заработной платы» в котором бы учитывалось его поведение, помощь по дому, успеваемость и т.д.

Так, если ребёнок в течение недели вёл себя прилежно и даже отличился в чём-то, то к данной сумме в качестве «поощрительного приза» или «премиальных» можно добавить ещё немного, или наоборот, в случае провинности, снять. Это поможет ребёнку не только морально, но и материально осознать пользу хороших и невыгодность плохих поступков. Следует при этом обязательно указывать ребёнку на то дело, за которое вы его хвалите, а соответственно и вознаграждаете, и наоборот.

Нужно и чётко установить день выплаты. Например, пусть это будут выходные: так ребёнок научится планировать свои действия в течение недели. Важно, что он будет получать деньги не сразу за хорошо сделанное дело, что может приучить его к некоего рода вымогательству, а только по прошествии определённого срока времени, в течение которого будут анализироваться все его дела и поступки. Нельзя забывать и о том, что, если родителям задерживают зарплату, они должны из кожи вон вылезти, но дать ребёнку его выплату. Напротив, ожидание получки вместе с родителями приучают ребёнка к мысли о том, какую материальную ценность имеют деньги и как правильно ими распоряжаться.

Очень важно вместе с ребёнком чётко определить, какие именно траты он делает из своего кармана. Скажем, ещё не взрослому человеку одежду покупает мама. А игрушки, приставку и плеер? Каждый родитель должен заранее продумать ответы на эти вопросы. Ко всему надо подходить разумно и руководствоваться чувством меры. С человеком, хоть и с маленьким, надо разговаривать, объяснять ему свои слова и действия. Например, в данный момент деньги нужны на еду или есть общесемейное решение о крупной покупке. Недопустимо сначала дать ребёнку денег, а потом забрать их под благовидным предлогом. Или осуждать то, как распорядился деньгами ребёнок. Раз потратил – значит, так считал нужным. Именно для этого и были даны ему деньги. Только самостоятельно человек сможет научиться рационально расходовать деньги, рассчитывать свои возможности, соизмерять их со своими желаниями.

И последнее, что следует всегда помнить. Всем знакомы крики и слёзы недовольного чада после немотивированного отказа в «денежном довольствии». Иногда это даже может стать причиной кражи небольших сумм денег у взрослых членов семьи. В этом случае необходимо в корне пересмотреть линию своего поведения в данном вопросе. Если у ребёнка имеются собственные сбережения, родители могут предложить ему купить желанную вещь на свои средства. Результат превзойдёт ожидания, а публичные скандалы никогда больше не повторятся. Если ребёнок просит или хочет купить что-нибудь дорогое можно предложить ему копить деньги в течение какого-то времени. Можно даже купить ему для этих целей занимательную копилку. Это приучит его к экономии. И каким же счастьем для него будет покупка желаемого, а заодно и научит его бережливости и аккуратности. И как приятно будет ребёнку, когда родители добавят ему денег на крупную покупку, или помогут, если он не рассчитал свои траты. Это в очередной раз прибавит ему благодарности к ним.